Новые аккумуляторные технологии не всегда доходят до потребителя. Но этот список 13 новых технологий и исследований аккумуляторных батарей уже реально используются в 2022 году.
В основе фактов и выводов этой статьи исследование отрасли литий-ионных аккумуляторов Департамента химической инженерии при Массачусетском технологическом институте (Кембридж, Массачусетс, США).
13 новых аккумуляторных технологий
Cписок включает наиболее важные и простые для понимания достижения аккумуляторной литиевой отрасли (Li-ion и Li-Polymer разных электрохимических систем от кобальтовых до литий-железо-фосфатных). В сборку добавили изобретения и исследования, которые выполнялись последние несколько лет. Они уже внедряются и становятся доступными всем желающим в 2022-м году.
По каждому пункту привели ссылки на первоисточник для самостоятельного изучения. Тоже пользуемся на предприятии Neovolt.
1. Литий-ионная технология главенствует
Среди существующих аккумуляторных технологий сейчас больше всего распространена литий-ионная (обозначается для краткости LIB — Li-Ion Battery). Причина в преимуществах характеристик:
- • плотность энергии (питает махонький смартфон до двух суток);
- • мощность разряда (годится для тяговых батарей электротранспорта);
- • кулоновская эффективность (отдаёт энергии, сколько и принимает);
- • срок службы (держит от 500 циклов заряда-разряда).
Благодаря этим преимуществам электромобили, портативная и гибкая электроника, а также стационарные устройства (промышленные, медицинские, инфраструктурные) сейчас оснащаются аккумуляторами типа Li-ion.
Источник: «A reflection on lithium-ion battery cathode chemistry» [Nat. Commun. 2020, 11, 1–9].
Читайте также: «Li-Ion аккумуляторы: плюсы и минусы литий-ионных аккумуляторов».
2. Предложили токосъёмник получше
Создан токосъёмник на основе полимер-углеродного композита вместо алюминиевой фольги.
Аккумуляторы с такими терминалами получат:
- • в 5 раз ниже сопротивление (быстрая зарядка);
- • на 50% меньше плотность материала (легче электрод).
Источник: «Lightweight Polymer-Carbon Composite Current Collector for Lithium-Ion Batteries» [Batteries 2020, 6, 60].
Читайте также: «Что внутри аккумулятора телефона? Наглядно».
3. Изучили эффект грануляции катода
Учёные научились понимать влияние гранулометрического состава катода на характеристики Li-ion. В такой архитектуре определённо есть смысл, но исследования продолжаются.
На данный момент измерена зависимость динамических параметров батареи от размера частиц, что уже применяют инженеры.
Источник: «Effect of the Particle Size Distribution on the Cahn-Hilliard Dynamics in a Cathode of Lithium-Ion Batteries» [Batteries 2020, 6, 29].
Читайте также: «У вас в смартфоне аккумулятор «кобальтовый»! Что это значит?».
4. Нашли решение проблем электролитов
Исследовали побочные реакции в существующих электролитах и создали новую модель зависимости напряжения от стареющих (деградирующих) материалов электролита (различные виды побочных реакций органической основы и добавок).
Измеренная и смоделированная зависимость электрохимических реакций от изменений свойств материала уже сейчас помогает производителям улучшать состав электролитов.
Источник: «The Physical Manifestation of Side Reactions in the Electrolyte of Lithium-Ion Batteries and Its Impact on the Terminal Voltage Response» [Batteries 2020, 6, 53].
Читайте также: «Улучшая аккумулятор Li-ion: добавки в электролит (присадки)».
5. Улучшили измерение «качества»
Обнаружен оптимальный метод определения ключевой характеристики качества Li-ion — внутреннего сопротивления. Разработаны процедуры, учитывающие два метода спектроскопии электрохимического импеданса (EIS) и модели эквивалентной схемы (ECM).
Эти разработки стали основой высокоточного прогноза производительности и срока службы аккумулятора.
Источник: «Unification of Internal Resistance Estimation Methods for Li-Ion Batteries Using HysteresisFree Equivalent Circuit Models» [Batteries 2020, 6, 32].
Читайте также: «Почему с аккумуляторами для гаджетов так много обмана?».
6. Научились оценивать деградацию
Учёные углубились в понимание кулоновской эффективности Li-ion при их деградации/износе.
Полученные результаты исследования предложены производителям для оптимизации контроля зарядки и разрядки элементов, снижающих скорость старения аккумуляторов.
Источник: «Effect of Current Rate and Prior Cycling on the Coulombic Efficiency of a Lithium-Ion Battery» [Batteries 2020, 6, 57].
Читайте также: «Чего боятся литий-ионные аккумуляторы: 6 причин износа».
7. Нашли как ещё улучшить контроллеры
Определены экстремальные температурные возможности аккумулятора Li-ion для лучшей настройки контроллеров.
Полученные методы интегрируют в систему управления батареями в целях повышения безопасности батарей при опасно высоких температурах.
Источник: «In-Operando Impedance Spectroscopy and Ultrasonic Measurements during High-Temperature Abuse Experiments on Lithium-Ion Batteries» [Batteries 2020, 6, 25].
Читайте также: «Принцип работы контроллера аккумулятора в телефоне и гаджетах».
8. Узнали больше про Li-ion при авариях
Провели комплексный анализ опасности отказа Li-ion в электромобилях при повышенных температурах, имитирующих момент ДТП/аварии (произвольный сбой с тепловым разгоном).
Эксперименты помогли найти и определить параметры:
- • температурный отклик ячейки,
- • максимальная достигнутая температура поверхности ячейки,
- • количество отходящего газа,
- • расход газа,
- • состав газов,
- • размер и состав отделившихся частиц.
Результаты представили ценность для всех производителей, кто связан с аккумуляторными технологиями, включая спасателей, пожарные службы, конструкторов аккумуляторных батарей и переработчиков ячеек.
Источник: «Comprehensive Hazard Analysis of Failing Automotive Lithium-Ion Batteries in Overtemperature Experiments» [Batteries 2020, 6, 30].
Читайте также: «Аккумуляторы и безопасность: советы, которые спасут вашу жизнь».
9. Разработали теорию производства
Разработана теоретическая основа по допускам выбора материалов для производства аккумуляторов литий-ионного типа.
Учёные дали объяснение, как влияет на качество и производительность ячейки от партии к партии:
- • пористость электрода,
- • объём внутренних пустот электрода,
- • ёмкость ячейки и коэффициент ёмкости, возникающий в результате нанесения покрытия на электрод;
- • допуски каландрирования (в качестве параметров производства).
Источник: «Theoretical Impact of Manufacturing Tolerance on Lithium-Ion Electrode and Cell Physical Properties» [Batteries 2020, 6, 23].
Читайте также: «Как производители выбирают аккумулятор для смартфона?».
10. Предложили лазерную резку
Для массового производства Li-ion предложена лазерная резка катодов. Изучено её влияние на электрохимические характеристики при разделении катодов на кромках реза.
Результаты исследования уже используются производителями для получения ячеек с менее высокой себестоимостью и лучшим контролем качества.
Источник: «Influence of Laser-Generated Cutting Edges on the Electrical Performance of Large Lithium-Ion Pouch Cells» [Batteries 2020, 6, 73].
Читайте также: «Почему хорошие аккумуляторы с Алиэкспресс такая редкость?».
11. Расследовали влияние сварных швов
Несколько исследований провели для разработки стратегии улучшения аккумуляторных батарейных блоков (электроинструмент, ноутбуки, электросамокаты, электровелосипеды электромобили и так далее).
Создали автоматизированный процесс лазерной сварки контактов с понижением сопротивления и уменьшения потерь энергии при соединениях ячеек. Расследование с разными формами и положениями сварных швов показало в цифрах влияние на характеристики получаемых батарейных блоков.
Источник: «Electrical Modelling and Investigation of Laser Beam Welded Joints for Lithium-Ion Batteries» [Batteries 2020, 6, 24].
Читайте также: «Можно ли паять аккумуляторы 18650? Как их лучше соединить?».
12. Изучили старение ячеек в батареях
Процесс старения отдельных ячеек в батарейных блоках изучили и определили критерии отбора элементов для извлечения и замены.
Выяснилось, что в батареях среднего возраста менять ячейки эффективно — весь блок работает лучше. В то время как в старых блоках ставить новые ячейки неэффективно. Лучше пересобрать изношенные батареи и применять в менее требовательных приложениях.
Источник: «Cell Replacement Strategies for Lithium Ion Battery Packs» [Batteries 2020, 6, 39].
Читайте также: «Есть ли машины Tesla, в которых уже была замена батареи?».
13. Создали теорию охлаждения Li-ion
Созданы готовые к применению «здесь и сейчас» (притом рентабельные) схемы терморегулирования батарейных блоков Li-ion в электромобилях. Поскольку от температуры зависит срок службы батарей и производительность, учёные ищут модели эффективного жидкостного охлаждения (в жару) и нагрева (в мороз зимой).
Предложили основу для создания моделей эквивалентных схем, которые воспроизводят мультифизический феномен литий-ионных аккумуляторных батарей. На практике это системы жидкостного охлаждения, разработанные по унифицированной методике схем замещения. Они оказались очень точными и рентабельными с точки зрения вычислений.
Источник: «Multi-physics equivalent circuit models for a cooling system of a lithium ion battery pack» [Batteries 2020, 6, 44].
Читайте также: «Россия и электромобили зимой в морозы: как производители решают проблему «зимнего пакета»?».
***
Область литий-ионных аккумуляторов стремительно развивается.
Мы хотели сэкономить Ваше время, выделив полезные и практичные факты про новые технологии аккумуляторных батарей и их производство. Важно не путать их с громогласными ничем не подкреплёнными обещаниями стартапов и инвест-мошенников.
Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.
Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.
Алитий титановый где
Здравствуйте. Если Вы про литий-титанатный, то подробнее о них рассказывали здесь: ▶ neovolt.ru/blog/1129_lto-akkumulyator-dlya-avtomobilya